ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Товароведение — это наука о товаре как предмете торгов­ли. Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «подать» и означает совокупность знаний о товаре, его свойствах, качестве и ассортименте. Товар — это продукт труда, обладающий способностью удовлетворять конкрет­ные потребности человека и распределяемый в обществе путем торгового обмена, т. е. путем купли-продажи. Товар является материальным предметом, вещью, которая бла­годаря своим свойствам удовлетворяет конкретные по­требности человека.

Товар как продукт труда имеет двойственный харак­тер. С одной стороны, он является стоимостью, с другой -потребительной стоимостью. Стоимость товара характе­ризуется затратами общественно необходимого труда на его проектирование, производство и распределение. Выра­жением стоимости товара является его цена. Потреби­тельная стоимость товара — это благо для людей, эле­мент богатства. Чтобы стать потребительной стоимостью, товар должен обладать полезностью. Полезность товара -это его способность удовлетворять определенные потреб­ности человека. Полезность вещи делает ее носителем по­требительной стоимости, она не может существовать вне товара, неотделима от него. Полезность — понятие субъек­тивное. Один и тот же товар для разных людей может быть и полезным, и бесполезным, и даже вредным, например очки. Полезность товара формируется из его полезных свойств, проявляющихся в процессе использования по назначению. Совокупность полезных свойств товара, де­лающих его способным удовлетворять потребности людей, формируют его потребительную стоимость. Полез­ность товара зависит не только от природно-веществен-ных свойств, но и от меняющихся потребностей человека и общества. Определенная потребность человека может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Чем больше товара приобретают потребите­ли, тем меньше их стремление к покупке дополнительных единиц этого же товара. Особенно это касается товаров длительного пользования, таких, как, например, холо­дильники, автомобили, мебель. Предельная полезность — это добавочная полезность, получаемая потребителем при покупке одной дополнительной единицы конкретного то­вара. За относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы и требования потребителей не из­меняются, предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать, так как потребность в этом товаре будет постепенно насыщаться, удовлетворяться все более полно. Падение предельной полезности товара по мере приобретения потребителем дополнительных единиц этого же товара носит название закона убывающей пре­дельной полезности.

Товар всегда является потребительной стоимостью, имеющей общественный характер, ибо он включается в систему общественных отношений между людьми при об­мене путем купли-продажи. Товар — одна из форм потре­бительной стоимости, созданная трудом человека не для собственного личного потребления, а для других людей, и распределяемая среди потребителей путем купли-прода­жи на рынке.

В товароведении используется комплексный естествен­но-технический и социально-экономический системный подход к изучению потребительной стоимости, ассорти­мента и качества товаров.

  • АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ
  • ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ
  • КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
  • ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
  • ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
  • ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
  • ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ
  • ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРОВ
  • СВЯЗЬ ТОВАРОВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ НАУЧНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
  • УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ
  • ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ТОВАРОВ
  • ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ